среда, 8 января 2014 г.





Конспект урока
Колесникова Л. Н.
МБОУ «СОШ № 30», г. Старый Оскол                   

УМК: «Школа России»
Учебный предмет: русский язык
Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей: Канакина В.П.,  Горецкий В.Г.
Тема урока: «Способы проверки написания буквы, обознача­ющей безударный гласный звук в корне слова»
Цель: создать условия для усвоения правописания безударных гласных в корне слова.
Задачи:
Предметные:
-  содействовать развитию умений учащихся подбирать проверочные слова различными способами и соотносить проверяемую букву с буквой проверочного слова;
- формировать графический навык письма и каллиграфический почерк;
- способствовать обогащению словаря учащихся;
- упражнять в применении изученных орфографических правил.
    Метапредметные:
- регулятивные – формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- познавательные – учить строить сообщение в устной форме, воспринимать смысл предъявляемых текстов, проводить сравнение и обобщать;
- коммуникативные – формировать умение принимать участие в работе парами, договариваться и приходить к общему решению.
Личностные:
         - продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, интереса к предметно-исследовательской деятельности, предложенной учителем.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений .
Оборудование в соответствии ФГОС НОО:  Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.  Учебник. 2 класс, Часть 1;  Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс, Часть 1; мультимедийное оборудование, карточки для работы в парах и в группах, «веер» гласных букв, сигнальные карты «светофор», презентация с включением интерактивного тренажёра.
Структура (план) урока:
I.                   Организационный момент. Мотивация.
II.                Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и способов деятельности.
III.             Постановка цели и задач урока.  Актуализация комплекса  знаний и способов деятельности.
IV.            Организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения знаний и умений.
V.               Физкультминутка для глаз (электронная).
VI.            Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации.
VII.         Творческое применение знаний в новой ситуации. Творческая работа «Восстанови стихотворение».
VIII.      Рефлексия.
IX.            Информация о домашнем  задании.
Ход урока
I.                  Организационный момент. Мотивация. 
Проверка готовности к уроку.
- Над какой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков подряд?
- Как вы думаете, знания, полученные на уроках русского языка, пригодятся вам в жизни или нет? 1мин
II.               Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и способов деятельности. Слайд 1-2
- Откройте тетради на печатной основе стр. 47, №100. Какое задание должны были выполнить? Каким правилом пользовались при выполнении задания? (Повторяем правило)
Проверьте свою работу по контрольному листу и оцените работу с помощью светофора.   Молодцы! – 2 мин.
III.        Постановка цели и задач урока.  . Слайд 3
- Посмотрите на пары слов и ответьте на вопрос: Одинаковы ли способы проверки написания орфограмм в них?
Тропинка - ковёр; сова – сосна.
- Кто из вас сможет сформулировать (назвать) тему нашего урока?
Способы проверки написания буквы, обознача­ющей безударный гласный звук в корне слова.
IV.           Организации усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для применения знаний и умений
1. Минутка чистописания 
а) Продолжает наш урок минутка чистописания. Итак, пальчиковая разминка «Цветки»
1.Пальчиковая разминка «Цветки».
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
(Руки сжаты в кулачки. Плавно разжимают кулачки, выпрямляют пальцы, помахивают кистями рук, снова сжимают пальцы в кулачки и опускают на парту.)
б) Письмо заглавной и строчной букв Аа.
- Догадайтесь, какую букву мы будем писать на минутке чистописания.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
- Какой звук обозначает эта буква? (гласный)
- Найдите закономерность, спишите буквы, сверяясь с образцом
А   а   А   аа   А   ааа
Самоконтроль: подчеркнуть самую красивую букву
в) Запись слов по образцу: травка, трава, травяной (чай).
- Прочитайте слова. Что можете сказать о данной группе слов? (Они родственные или однокоренные)
Докажите это.
Выделите корень, поставьте ударение. Назовите проверочное слово для этой группы слов. Почему «травка»? (Гласная буква в корне обозначает ударный звук)
Сделайте вывод: как пишется корень в однокоренных словах. (Одинаково)
2. Словарная работа. Фронтальная работа с устным объяснением.   Слайд 4
1) - Посмотрите на экран и прочтите, записанные слова.
На какие две группы можно разбить эти слова  и почему? (дети предлагают разбить слова на две группы: слова с безударными гласными непроверяемыми ударением; слова с безударными гласными проверяемыми ударением)
Яг_ да, л_гушка, гн_здо,  б_рёза, гл_зок, к_ ты, м_ряк.
- Как проверить словарные слова? ( По орфографическому словарю)
-  Покажите  с помощью «веера» гласные буквы, которые следует писать в этих словах.
- Покажите буквы для второй группы слов. Назовите способ проверки для каждого слова.
- Молодцы. Отлично справились с заданием.
2) Работа со словарём однокоренных слов. Знакомство с новым словарным словом. Слайд 5
- Сегодня знакомимся с новым словарным словом. Отгадайте загадку:
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять.
                                Снегирь.
Запишем это слово, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
-Являются ли слова снег и снегирь однокоренными? 
Проверим себя по словарю однокоренных слов. Уч. стр. 135.
Вывод: в современном русском языке слова снегирь и снег не являются однокоренными. Запишем однокоренное слово: снегирёк, выделим корень
- снегир-
- Составьте предложения с новым словарным словом.
 На рябине сидели красногрудые снегири.- Устно.
Сообщение «Почему так называют снегиря?» готовила Василенко Алина, она расскажет об этом.
Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. В переводе с тюркского СНИГ, что значит красногрудый. А потом оно изменилось на современное написание СНЕГИРЬ, т.к. птичка стала ассоциироваться в народе со снегом. Есть такая примета. Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.
3. Упражнение на отработку умения проверки безударных гласных в корне слова с использованием двух способов пров6ерки
Итак, продолжаем учиться подбирать проверочные слова различными способами к словам с безударными гласными и соотносить проверяемую букву с буквой проверочного слова.
- Работа по учебнику: упр.154, с.100 – фронтальная работа с комментированием  у доски  по цепочке: Василенко Алина, Красноок Вика, Сафонова Дана, Щербак Андрей, Солдатова Настя, Тынянских Оксана, Анцишкина Оля.
 V. Физкультминутка для глаз (электронная с героями мультфильма «Трям! Здравствуйте!) Слайд 6
            -Молодцы, хорошо поработали, а теперь нашим глазкам пора отдохнуть. Физкультминутка для глаз, не вращая головы следить глазами за движущимися предметами.
Игра «Узнай букву» Слайд 7-16
- Работа с тренажёром с помощью сигнальных карт.
Бабочки принесли Ёжику и Медвежонку слова с безударными гласными в корне. Помоги выбрать для бабочек ромашки с буквой так, чтобы слово было записано верно.

Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
- Работа в парах по карточкам Слайд 17-18
- Продолжаем учиться проверять безударный гласный звук в корне слова и выбирать нужную букву. Выполняем упражнение в карточке №1.
- Работать будем в парах. Повторим правила общения при работе в парах:
·        при разговоре смотри на собеседника
·        тихо говори в паре
·        называй товарища по имени
·        внимательно слушай ответ товарища
·        дополняй
·        оценивай
Карточка: Выберите нужную букву, подобрав проверочное слово. Соедините слово и букву
Карточка 1
 д.ньки
с.сна
п.щит
н.чует
с.довый
пт.нец
св.стеть
 ч.рвяк
.довитая (змея)
тр.ва  
е

о

и

а

я

Проверка по контрольному листу.
-Какие слова проверяли способом изменения формы слова?
-Назовите слова, которые подбирали способом  подбора однокоренных слов.
- Молодцы, уже хорошо умеем проверять безударную гласную в корне слова.
VI. Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуации
1. Самостоятельная  работа.
Пробуем применять свои знания и навыки в самостоятельной работе .
Выполняем упражнение 98, с.46 в рабочей тетради. ( Вставить пропущенные буквы)
Для тех,  кто выполнит раньше: составить и записать предложение с одним  из словосочетаний.
Взаимопроверка  по контрольному листу. «Светофор» Слайд 19
- Каким способом проверки пользовались при выполнении упражнения?
Физкультминутка «Снегири»
Вот на ветках, посмотри, (По 4 хлопка руками по бокам и по 4 наклона головы на строку)
В красных майках снегири.
Распушили перышки, (На первое слово каждой строки –  частое потряхивание руками, на второе - один хлопок по бокам)
Греются на солнышке
Головой вертят, (По 2 поворота головы на каждую строку)
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш” Улетели! (прыжки на месте, взмахивая руками, как крыльями)
За метелью! За метелью!                                                                                                                     (
Н. Нищева )                                                                                                                           VII.Творческое применение знаний в новой ситуации. Творческая работа «Восстанови стихотворение». Работа в группах.
Отгадайте загадку.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках ю…
 Снегири.
- С чем сравнивают снегирей?  Розовые яблоки, красные фонарики.                             - Почему?  Так как грудка у снегирей красного цвета.                                                     Дети читают про себя, учитель – вслух.                                                                           - Что необычного заметили? ( В каждой строчке пропущены слова)
- Используя прием «рифмовка», добавить слова в стихотворение и написать их.   Работаем в группах, выполняя задания на карточках-снежинках. 1- я группа - снежинка белого цвета; 2-я группа – снежинка синего цвета; 3 –я группа – снежинка розового цвета. 
Карточка для 1-й группы: Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы
Подойду поближе__________ - ( к нему, к ней, к ним.)
И____________ не вертится: ( ушам, (ноги) н.гам,  (глаза) гл.зам)
Стайка___________ (снегирь) сн.г.рей (алых, белых, серых)
_______________(деревья) дер.вце! ((лепит)зал.пила, обл.пила, нал.пила)

Карточка для 2-й группы: Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Проверочные слова пишите в скобках перед словами
Подойду поближе__________ - ( к нему, к ней, к ним.)
И____________ не вертится: ( ушам, (____) н.гам,  (______) гл.зам)
Стайка___________ (______) сн.г.рей (алых, белых, серых)
_______________(_____) дер.вце! ((_____)зал.пила, обл.пила, нал.пила)

Карточка для 3-й группы: Объясните обозначение на письме пропущенных в словах букв. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова. Составьте предложение – призыв о помощи птицам зимой.
Подойду поближе__________ - ( к нему, к ней, к ним.)
И____________ не вертится: ( ушам, н.гам,  гл.зам)
Стайка___________ сн.г.рей (алых, белых, серых)
_______________ дер.вце! (зал.пила, обл.пила, нал.пила)

 Проверка:
- Проверим работу. Будьте внимательны, слушая текст. Сравните его с записью на слайде. Слайд 20                                                                                           -Чем мы можем помочь птицам в лютые морозы? (Сделать кормушки, покормить птиц)
VIII.  Рефлексия. Итог  Слайд 21
- Что необходимо знать человеку, чтобы грамотно писать?
- Чему учились сегодня на уроке?
- Как вы считаете, мы сегодня хорошо потрудились?
-Закончите предложения ….
Оцените себя с помощью светофора:
Зелёный – всё понял, могу двигаться дальше
Жёлтый – сомневаюсь. Нужно ещё поупражняться.
Красный – нужно остановиться и разобраться.
Молодцы! Работали на уроке отлично!
IX.        Информация о домашнем  задании           Слайд 22 
Рабочая тетрадь. Упр 99, стр. 46

Список литературы:
1.     Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.  Учебник. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
2.     Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
3.     Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. 2 класс. – М.:      «ВАКО», 2012.
Интерактивный тренажёр - http://apruo.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий