среда, 8 января 2014 г.









Слайд 1
«Системно - деятельностный подход
как условие реализации ФГОС в начальной школе»

Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться с Вами опытом работы по реализации Стандартов второго поколения, методологической основой которых является системно-деятельностный подход.
Нас, как и всех учителей сегодня волнует вопрос:
- Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
Слайд 2
С сентября 2012 г. наша школа начала работать по апробации надпредметного курса «Мир деятельности» Л. Г. Петерсон. Курс мне сразу понравился, так как в своей работе я всегда опираюсь на элементы занимательности, игры.
Слайд 3
 В курсе «Мир деятельности» сквозной герой - Смайлик, который путешествует с ребятами по миру знаний и помогает им открывать новое. Главной задачей первых уроков было не научить, а скорее заинтересовать предметом. Для создания мотивации у ребят на урок приходят сказочные герои. Вместе с ними ученики преодолевают трудности и открывают новое знание.
Слайд 4
На занятиях учащиеся познакомились с ролью учителя  в учебном процессе, поняли необходимость постоянного использования двух  ведущих шагов учебной деятельности.  Первый шаг: понять «Что я не знаю?». Второй шаг: «Сам нахожу способ и делаю то, что раньше не получалось». Ребята  познакомились с понятием планирование учебной деятельности  и правилами поведения на уроке, освоили  правила работы в парах и группе, узнали, какую роль играют  в учебной деятельности личностные качества ученика, такие как терпение и активность, уважение и терпимость к другим, получили представление о том, что значит быть внимательным. Они познакомились с понятием «затруднение» в учебной деятельности и его ведущей ролью в развитии человека, учились правильно  относиться к затруднению в учебной деятельности и   применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Слайд 6 - 7
Технология проведения уроков каждого типа в курсе «Мир деятельности», как и для предметных уроков, реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации.
     Новое надпредметное знание не дается детям в готовом виде, а «добывается» ими самими под руководством учителя. Сквозной герой содержания этого курса – Смайлик. Смайлик – это образ ученика. Он   помогает младшим школьникам осваивать азы учебной деятельности.
Слайд 8
Первый этап урока - мотивация к учебной деятельности. Что выбирает Смайлик: игру или учебу? Смайлик выбирает учебу.
Следующий шаг урокаактуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Повторение тех знаний, которые нам пригодятся для открытия нового. Смайлик не все шарики собирает, а только необходимые, ключи к новым знаниям. Пробуем выполнить пробное действие.
Третий шаг – выявление места и причины затруднения. Что я делал? Что не получилось? Определение причины затруднения. Какого знания мне не хватает. А как только я определил причину, поставлю цель – узнать новый способ или новое. Я строю план. Это следующий шаг.
Пятый шаг -  реализация построенного проекта. Работаю по плану, который построил. Смайлик по знакомым знаниям (шарикам) взбирается к новому.
Шестой шаг. Новые знания построили, зафиксируем его в эталоне. Это может быть в виде знаков, алгоритма. Проговариваем новые знания во внешней речи.
Седьмой шаг – посмотрю, как я усвоил (самостоятельная работа с самопроверкой по эталону). Оцениваю себя. Как я справился? После самостоятельной работы следующий этап.
Восьмой этап - включение в систему знаний и повторение. На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.
Последний шаг - рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Дети оценивают свои знания на уроке по «Лесенке успеха».
Слайд 9
Затем начинается основная работа. Полученные знания и умения на уроках по курсу «Мир деятельности», учащиеся закрепляют и отрабатывают на уроках по другим предметам - математике, русскому языку, окружающему миру и др. С математикой  никаких проблем не возникало. Разработанный Л.Г. Петерсон учебник полностью соответствует технологии деятельностного метода. Данный метод решила попробовать на предмете по обучению грамоте. Урок открытия нового знания «Разделительный мягкий знак». Сразу столкнулась с трудностью, какое задание лучше взять для пробного действия, а какое - для закрепления и самостоятельной работы. Наконец урок составлен. Провожу и удивляюсь – дети заинтересованы, активны, сами открывают новое знание, выводят эталон, выполняют самостоятельную работу, практически без ошибок. Через несколько уроков проверила, как дети усвоили. А ребята не только рассказывают, но и применяют открытый эталон.
Слайд 10
Для выявления уровня освоения формируемых УУД проводилось входное и итоговое тестирование
По результатам диагностики можно увидеть динамику развития уровня сформированности  общеучебных знаний и умений по курсу «Мир деятельности».

Входное тестирование показало, что 37 % ребят имеют высокий уровень, 29 % - выше среднего, 26 % - средний уровень и 8 % - низкий уровень. Эти показатели значительно изменились в конце года: 50% ребят имеют высокий уровень и 31 % - выше среднего.
Слайд 11
В конце учебного года ребята выразили своё отношение к курсу «Мир деятельности»:
 «Мне нравится урок «Мир деятельности, потому что он интересный. Мы учимся быть честными, активными, доброжелательными и внимательными»
Сафонова Дана
«На уроке я узнаю много нового и интересного, учусь быть самостоятельным»
Василенко Алина
«Урок учит, как правильно работать в паре, что значит быть внимательным, как сохранить здоровье, зачем нужно домашнее задание»
Щербак Андрей
«Урок мне нравится, потому что нам рассказывают о правилах, которые можно применять в жизни: правила работы в группе, как относится к затруднениям».
Красноок Виктория
Слайд 12
Курс  «Мир деятельности» помогает осваивать умение учиться и механизмы саморазвития не только ребенку, но и учителю, и родителям. Для формирования в ребенке тех или иных положительных качеств, взрослым необходимо начать, прежде всего, с самих себя, с собственного самоизменения и самовоспитания. Поэтому первое  родительское собрание «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» было проведено в технологии деятельностного метода. Это позволило родителям первоклассников понять, чем будет отличаться процесс обучения их детей от того, как учились они. Для дальнейшей организации эффективного взаимодействия семьи и школы были проведены следующие мероприятия:
Слайд 13
1. Родительское собрание, на котором родителей познакомили с новым курсом «Мир деятельности», с его значением для формирования у детей личностных качеств, которые помогут им стать успешными в учёбе и в жизни.
2. Индивидуальные консультации, на которых давалось понятие о деятельностном методе, знание о способах взаимодействия со своими детьми при выполнении ими домашних заданий и совместной деятельности.
3. Для организации партнёрского взаимодействия с родителями проводились открытые уроки для родителей:
- по курсу «Мир деятельности» на тему «Терпение в учебной деятельности»;
- по русскому языку и математике в технологии деятельностного метода.
4. Совместная творческая деятельность.
Данный курс является своего рода инновацией в области формирования осознанного отношения к получению новых знаний не в готовом виде, а в ходе деятельностной самоорганизации ребёнка на уроке и вне его.
Слайд 14
Список литературы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя /Под редакцией Асмолова А.Г.- М.: Просвещение, 2010
2. Климанова Л.Ф. Универсальные учебные действия обучающихся: примеры формирования / Л. Ф. Климанова
// Управление начальной школой. - 2010. - № 10.
3. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3.
4. Петерсон Л.Г. Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу.// М.: Национальное образование, 2011
5. http://erono.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий